Как же быть обычным родителем? В этой статье пойдет речь об основных правилах общения с ребенком в период первого сенситивного периода развития творческого потенциала.
Окружите ребенка атмосферой, в которой желание творить появится у него самопроизвольно. Откажитесь от преподнесения готовых идей, заменив такой подход новыми совместными открытиями, обратите внимание на среду, в которой ваш малыш занимается, наполните ее предметами, которые смогут сделать работу малыша комфортной и интересной. Оградите своего ребенка от всего того, что является примитивным, пошлым и убогим, никогда не заставляйте его, а вместо этого лишь предлагайте, замените диктаторство и контроль обычным наблюдением. Вдохновляйте, вместо того чтобы требовать и давить, отвечайте на те вопросы, которые его интересуют, и поощряйте его любознательность.
Любящие родители должны интересоваться желаниями и мечтами своего ребенка, прикладывать как можно больше усилий для того, чтобы воплотить эти мечты в реальность. Постарайтесь поддерживать своего ребенка во всех его увлечениях, идеях и инициативах, какими бы смешными и утопичными они не показались вам на первый взгляд. Ни в коем случае не оценивайте, не критикуйте, не исправляйте и не навязывайте свое мнение, не предлагайте устраивать соревнования, не дорабатывайте, не приукрашивайте и не делайте попыток улучшить работу ребенка. Ну и, конечно же, попытайтесь окружить себя людьми, которые имеют те же взгляды на воспитание детей, что и вы.
Как же соблюсти все эти правила?
Прежде всего, позаботьтесь о том, чтобы малыш имел все то, что может понадобиться юному творцу. Кисточки, краски, пластилин, карандаши, разные виды бумаги, клей и другой материал для поделок должен находиться в легкодоступном месте, которое хорошо известно ребенку. Наблюдайте за своим ребенком и постарайтесь проникнуться его творчеством. Хорошо, если вы начнете собирать все то, что можно использовать в процессе творчества. Например, из желудей можно смастерить отличных человечков, из морских и речных ракушек получатся замечательные бусы, разноцветные крышки от пластиковых бутылок могут стать самодельными шахматами для дедушки. Постарайтесь не приобретать ребенку раскрасок, которые являются типовыми, и тех конструкторов, для работы с которыми нужно мыслить по шаблону. Постоянно разнообразьте деятельность малыша, если ему нравиться рисовать, покажите, что можно еще и лепить, если вашей дочери нравится плести косы, научите принципам макраме, ну и, конечно же, пойте, танцуйте, сочиняйте стишки, сказки, придумывайте номера для концерта, который всегда можно устроить в домашних условиях.
Если вы предпочитаете развивающие игрушки, следите за тем, чтобы они будили воображение ребенка, а это возможно только в том случае, если они не имеют однозначного решения. Разбудите в своем малыше способность к выявлению необычного в самых простых предметах, окружающих нас в повседневной жизни. Провоцируйте его на размышления — как можно использовать скорлупку от ореха, что можно сделать с камешками, которые были собраны вами на море?
Не бросайте ребенка на произвол судьбы, а постоянно участвуйте в его творчестве, это сделает времяпрепровождение более насыщенным и очень сблизит вас с вашим ребенком. Что можно делать? Да что угодно — устраивать конкурсы, спектакли, постановки, инсценированные сказки, выпускать газету, ходить на торжественные мероприятия и делать концерты в домашних условиях, одним словом, творить!
Если у вас есть такая возможность, развесьте на стенах детской комнаты картины, которые в дальнейшем вы будете периодически обновлять. Обязательно обсуждайте вместе с малышом как картины, нарисованные профессионалами, так и его собственные.
Вы легко можете устроить личную выставку, посвященную творчеству ребенка. Проще всего прикрепить их на холодильник при помощи магнитов, периодически обновляя экспозицию и сохраняя лучшие из представленных рисунков.
Если вы и решите выбросить что-то, созданное руками вашего малыша, ни в коем случае не делайте этого на его глазах. Не старайтесь сравнить его картины с творчеством других детей. Гораздо больший эффект вы получите, если проанализируете личный результат своего чада.
Если вам хочется оценить труд ребенка, то не стоит обращаться к сухим высказываниям «отлично!» или «хорошо!» будьте более креативны и эмоциональны «Талантливая работа! Как удивительно ты подобрал цвета!».
Поддерживайте и вдохновляйте ребенка
Вам необходимо набраться терпения, ведь творческие поиски — это процесс долгий, и займет он очень много времени… а скорее всего, целую жизнь. Увлечение вашего ребенка творчеством совершенно не означает, что он будет творить то, чего хотите вы — он будет слушать свое сердце, а родители должны быть к этому готовы!